Права авторов произведений искусства.
Неимущественные права авторов.
Само сочетание слов «авторское право» уже подразумевает, что это совокупность прав, которыми обладает автор произведения. Наличие этих прав позволяет препятствовать тому, чтобы его работы без соответствующего разрешения демонстрировали, распространяли, копировали, использовали в коммерческих целях; чтобы в них не вносили изменения.
Автору произведения принадлежит исключительное право, являющееся имущественным правом, т.е. правом, позволяющим автору использовать произведение и распоряжаться им по своему усмотрению любым, не противоречащим закону, способом.
Помимо исключительного права автору принадлежат личные неимущественные права, включающие:
- право авторства;
- право автора на имя;
- право на неприкосновенность произведения;
- право на обнародование произведения.
Личные неимущественные права обеспечивают связь личности автора с его произведением. Эти права бессрочны и неотчуждаемы.Кроме того, автору принадлежат иные права, включающие:
- право на вознаграждение за служебное произведение;
- право на отзыв;
- право следования;
- право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Все эти права позволяют автору извлекать экономическую выгоду из своего произведения, в том числе путем получения денежных компенсаций за нарушение авторских прав.
Логично начать рассмотрение прав авторов с личных неимущественных прав, т.к. основанием возникновения имущественных прав является факт создания произведения личным трудом его творца, закрепленный правом авторства
Личные неимущественные права авторов
произведений искусства
Как известно, автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Таким образом, факт создания результата творческой деятельности самим автором, его личным трудом закрепляется правом авторства.
Создав произведение искусства, автор вправе использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Это право автора на имя.

Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в Гражданском кодексе РФ (ст. 19). В этой же статье говорится, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.

Из истории искусства известно много примеров художников, работающих под псевдонимом. Иван Айвазовский – псевдоним художника, а настоящее его имя - Ованес Айвазян. Под псевдонимом Кукрыниксы работали сразу три художника – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Эль Греко также писал под псевдонимом (настоящее имя – Доменикос Теотокопулос). Таких примеров можно привести много. Автор вправе сам решать, желает ли он указать свое настоящее имя, псевдоним или сохранить анонимность.

В независимости от того, работает ли автор под своим настоящим именем, использует ли псевдоним, или соблюдает анонимность, он обладает всеми правами на свое произведение, – как личными неимущественными, так и имущественными. Псевдоним и анонимность автора охраняются и после его смерти. Ни наследники, никто-то другой не вправе раскрывать его имя, если только автор не уполномочил их сделать это в завещании или любым другим способом.

Для профессиональных художников, скульпторов, дизайнеров, фотографов и других представителей творческих профессий идентификация, как автора произведения имеет существенное значение для распространения информации о себе. Если произведение без ведома автора публикуется или выставляется без указания его имени, автор испытывает нравственные, а нередко и физические страдания. То есть автору причиняется моральный вред, и он вправе потребовать его компенсации в денежном выражении. В качестве примера можно привести следующий случай.
Работы фотографа опубликовали в журнале. На снимках были изображены различные гастрономические изыски. Однако издатели журнала, оплатив сами фотографии, по какой-то причине не указали, кто является их автором. Фотограф обратился в редакцию с письмом, в котором указал на нарушение своих авторских прав и предложил редакции исправить эту ошибку, опубликовав в одном из следующих номеров журнала информацию о его авторстве на эти фотографии. Журнал не счел нужным даже ответить на письмо. Зато в суде, куда фотограф обратился с исковым заявлением, представитель журнала был многословен. Но это не помогло. Суд удовлетворил требование фотографа о компенсации морального вреда.
Иногда авторам приходится защищать свое подлинное имя или свой псевдоним, когда их приписывают произведениям, авторами которых они не являются.Сам факт размещения фальсифицированных картин под именем известных художников, то есть незаконное использование их имен и репутации, нарушает право художников на имя.
В 2010 году Издательство Antique Collectors Club Ltd. опубликовало монографию Энтони Партона (Anthony Parton) «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» (Goncharova: The Art and Design of Natalia Goncharova). Книга содержит репродукции работ русских художников Н.С.Гончаровой (1881-1962) и ее супруга М.Ф.Ларионова (1881--1964), в том числе картины «Павлины», 1907-1908гг., холст. масло. 80х70,5, авторство которой приписано М.Ф.Ларионову. М.Ф. Ларионов не является автором картины, репродукция которой напечатана в книге, что было подтверждено документами (справками, отчетами), подготовленными ведущими институтами, музеями и архивными учреждениями.
По заключению специалистов, «Михаил Ларионов не написал бы работу столь низкого художественного качества. В этой связи ее включение в состав наследия художника, путем опубликования вместе с репродукциями эталонных работ, создает негативное впечатление о творчестве М.Ф.Ларионова и уровне его мастерства». Помимо нарушения имени и репутации художника, появление в авторитетном издании сведений о ранее не известной картине Михаила Ларионова «Павлин» (1908-1909. Холст, масло. 80 х 70,5 см, частная коллекция), могло причинить имущественный вред Российской Федерации, так как способно уменьшить стоимость эталонных картин, находящихся в Музейном фонде Российской Федерации. Опасность причинения вреда явилась основанием для обращения Министерства культуры Российской Федерации в Арбитражный суд г. Москвы с иском о запрете продажи на территории Российской Федерации книги Энтони Партона «Гончарова: искусство и дизайн
Наталии Гончаровой», содержащей репродукцию «Павлины», 1907-1908. Холст, масло. 80х70,5», с указанием авторства М.Ф.Ларионова. Суд удовлетворил эти требования.

Любое произведение автора – это законченное или незаконченное материальное выражение его творческого замысла. Вносить изменения или исправления в произведение может только сам автор. Это право автора на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), которое он создал. Право на неприкосновенность защищает цельность произведения в его оригинальном выражении, изменять которое может лишь автор.

Например, художник передал издательству по договору работы для издания альбома, а издательство разделяет эти работы на две части и издает альбом двумя книгами, да еще само придумывает им название, не согласовав свои действия с автором, тем самым нарушая его право на неприкосновенность произведения.
Иногда авторы литературных произведений передают свою рукопись в редакцию, а когда получают сигнальный экземпляр, приходят в изумление, не узнавая своего текста. Примерами нарушений права на неприкосновенность произведения могут служить изменения, вносимые в тексты песен. Например, в песне из кинофильма «Семеро смелых» слова в исполнении Леонида Утесова: «Штормовать в далеко море посылает нас страна» современные исполнители А. Макаревич и Б. Гребенщиков заменили словами «Штурмовать далеко море посылает нас страна».
Или другой пример. В мастерской долгие годы работали два художника. Один из них трагически погиб, оставив недописанной картину. Спустя некоторое время работавший с ним в мастерской художник дописал картину. Реакция родственников погибшего художника была неоднозначной. Большинство из них заявили, что эта картина ничего общего с творчеством погибшего не имеет, что ее необходимо было оставить в незаконченном виде, а то, что художник взял на себя смелость без разрешения закончить работу, ни что иное, как на-
рушение авторских прав. И они правы. Нельзя было, не спросив разрешения у наследников, завершать работу над картиной, даже руководствуясь самыми лучшими побуждениями.
В случае смерти автора только лица, обладающие исключительным правом на произведение, в частности, наследники автора, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. Что касается дописанной картины,то художнику повезло. Родственники погибшего художника все же забрали ее из мастерской вместе с остальными работами и претензий предъявлять к художнику,дописавшему картину, не стали.

Созданное автором произведение становится доступным для всеобщего сведения после его обнародования.Автор сам вправе решать, когда его произведение завершено, и будет ли он знакомить с ним общественность.Поскольку обнародование произведения заключается в том, чтобы сделать его доступным для общественности, то нельзя рассматривать в качестве обнародования ознакомление с произведением в кругу родственников или друзей автора, например, в мастерской художника.

Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц. При этом не имеет значения число лиц, реально воспринимавших это произведение. Например, художник впервые представляет свою
работу на выставке среди сотен работ других авторов. В этом случае работа художника считается обнародованной, так как ее мог увидеть любой посетитель выставки.

Для охраны авторских прав не имеет значения, обнародовано произведение или нет. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Авторское право в равной мере охраняет как этюд к картине, так и саму картину, рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, и роман, выпущенный в свет.

Не все свои произведения художник стремится обнародовать. Известны случаи, когда, выполняя работу по договору авторского заказа, художники отказывались от передачи своих произведений заказчику, ссылаясь на «творческую неудачу», на отсутствие должного вдохновения и нежелание кого-либо знакомить с результатами работ. Подобное неисполнение взятых на себя обязательств со стороны художника может иметь последствия имущественного характера, выражающиеся в возврате аванса, а в конечном итоге — компенсации причиненного заказчику реального ущерба. Однако, даже применив против художника указанные имущественные санкции, заставить его помимо желания передать произведение
заказчику нельзя. Это обусловлено принадлежащими автору личными неимущественными правами и неотъемлемым правом на свободу творчества.
К сожалению, такой подход к своему творчеству не всегда оправдан. Например, после смерти художника друзья проводят посмертную выставку, доставая из мастерской картины, до того времени не обнародованные.
Нередко такие вернисажи приводят к скандалам между наследниками, особенно между детьми от разных браков и пережившей художника супругой.
В 1841 году происходит первый в истории судебный процесс о нарушении авторского права: некий издатель опубликовал в своём журнале письма первого президента США Джорджа Вашингтона, не спросив разрешения у наследников-правообладателей. Суд признал издателя виновным.
И. А. Гончаров, например, запрещал публиковать свою переписку. Аналогичные запреты высказывал и Иосиф Бродский. Владимир Набоков запрещал издавать свои ранние пьесы. Александр Пушкин возражал против публикации собственных стихов, которые были написаны им не для печати (например, «Она мила, скажу меж нами») или которые были написаны им в ранней юности (например, «Послание к Юрьеву»). Этот запрет действует бессрочно. В результате культурное наследие многих авторов становится недоступным для читателей и исследователей. Но нельзя даже во имя высоких целей – исследования наследия автора – нарушить его волю и обнародовать произведения, которые автор запретил обнародовать.


Made on
Tilda