Исключительные права автора произведений искусства.
Как-то в Сокольниках, на аллее, где художники продают свои работы, стал свидетелем такого разговора. Заинтересовавшийся пейзажем мужчина предложил художнику продать картину без рамы, соответственно снизив цену. На это предложение художник ответил: «Рамка – это подарок, а с картиной можете делать все, что хотите. Она – Ваша. Хотите вешайте в раме, хотите без рамы». В данной ситуации художника не очень-то волновала судьба его произведения, он выгодно продал картину и был доволен. А вот какой была бы его реакция, если через некоторое время он увидел бы среди публики, гуляющей по аллее Сокольников, людей в майках с изображением своего пейзажа из Плёса или обнаружил свое произведение на целлофановых пакетах?..
Несколько лет тому назад ко мне обратился художник со следующим вопросом. Они с женой являются авторами рисунков для детей. Особой популярностью пользуются новогодние рисунки. Свои произведения художники создают при помощи компьютера и часто размещают в сети «Интернет» на собственном сайте. За несколько лет работы у этой творческой семьи сложились определенные отношения с лицами, заинтересованными в их работах, и проблем никаких не возникало. Они всегда знали, кому и зачем продают, как и где их будут использовать.
Как-то перед Новым годом Сергей, так зовут художника, делал покупки на Даниловском рынке в Москве. В кондитерском отделе он попросил упаковать все, что приобрел, в пакет. Уже дома, разбирая пакеты, супруга художника удивленно воскликнула: «Сережа! Смотри!Это же наш рисунок». Действительно, на целлофановом пакете, в который продавщица сложила конфеты и пряники, был напечатан один из новогодних рисунков художника.
Встал вопрос, что делать? Вот с этим Сергей и пришел ко мне. На счастье, девушка в кондитерском отделе оказалась разговорчивой, и мы без труда выяснили, откуда взялись пакеты.
Оказалось, что пакеты изготовили для новогодней продукции, но изготовили больше, чем потребовалось. Изготовители не стали скрывать, что взяли картинку с сайта художников, мотивируя тем, что «раз в Internet, значит всем можно использовать».

Пришлось прочитать короткую лекцию по основам авторского права, акцентировав внимание на вопросах ответственности за нарушение исключительного права автора произведения искусства и его права взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 10000 до 5000000 рублей, или в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения.

Нарушители мгновенно осознали свою вину и предложили компенсацию в размере 5000 рублей. Художник не стал отказываться. Это практически идеальный случай внесудебного решения вопроса, связанного с нарушением исключительных прав.
Что же такое Исключительное право автора?
Исключительные право возникает только в одной сфере человеческой деятельности – интеллектуальной. Суть исключительного права заключается в праве автора произведения или иного правообладателя использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Лицо, которому исключительное право перешло на законных основаниях, называется правообладателем.

Если автор – всегда гражданин, во всяком случае, по действующему на сегодняшний день российскому законодательству, то правообладатель может быть как гражданином, так и юридическим лицом. Автор или иной правообладатель может (по своему усмотрению) разрешать или запрещать другим лицам использование своего произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение, охраняемое авторским правом, без согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исключительное право позволяет автору определять условия использования своего произведения и извлекать из этого имущественную выгоду. Причем выгоду можно извлекать не только из использования и распоряжения исключительным правом, но и путем взыскания убытков или компенсации в случаях его нарушения.

Следует отметить, что на практике компенсация за нарушение исключительных прав на произведение зачастую значительно превышает компенсацию морального вреда за нарушение личных неимущественных прав автора. Не случайно исключительное право отнесено к имущественному. Произведения искусства не могут существовать без своего материального носителя. Необходимость выражения произведения в объективной форме является условием его правовой охраны.

Материальными носителями произведений могут быть картины, скульптуры, ноты, видеозапись, кинолента, фотографии и т.п.

Однако исключительные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражено соответствующее произведение. Например, продавая картину, художник может передать, а может и не передавать приобретателю исключительные права на свое произведение. Исключение составляет случай, когда при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

В случае если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.
Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение. Эти положения закреплены Гражданским кодексом РФ в статье 1291.
Исключительное право на произведение – это монопольное право автора или правообладателя использовать произведение в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. При этом не имеет значения, совершаются ли соотве-тствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.
В статье 1270 ГК РФ приведен примерный перечень способов использования произведения. Не все из приведенных способов используются авторами произведений искусства, но они составляют содержание исключительного права, и поэтому им всем следует уделить внимание.

Воспроизведение произведения.
т.е. тиражирование или копирование авторского произведения. Под воспроизведением понимается изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
При этом, если под опубликованием (выпуском в свет) понимается выпуск в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, то для воспроизведения произведения достаточно изготовить один экземпляр произведения помимо оригинала.
С воспроизведением тесно связан такой способ использования произведения как его распространение.


Распространение.
  • при распространении автор вводит в гражданский оборот оригинал или экземпляры своего произведения путем продажи, предоставления во временное пользование или другим способом. К сожалению, художник не всегда может контролировать процесс распространения своего произведения.
Пример:
Художник заключил с издательством договор на издание альбома тиражом 500 экземпляров к своей персональной выставке. Весь тираж художник забрал, и он быстро разошелся. В свободную продажу альбом не поступал. Через год художнику позвонил его знакомый с просьбой подписать альбом, который он приобрел в магазине. Это сообщение удивило художника. Он пришел в магазин и узнал, что этот альбом уже несколько месяцев продается, популярностью не пользуется, но изредка его приобретают. В издательстве художник получил следующий ответ: «Мы выпустили небольшой тираж Вашего альбома, пустили в пробную продажу и хотели связаться с Вами, чтобы заключить договор». Финансовые условия издательства художника не устроили, и он обратился за помощью к юристу. Благо, сын художника был тем самым юристом-руководителем большой юридической компании, специализирующейся в области финансового бизнеса. Кстати, сын и оплатил тираж альбома, сделав папе подарок к открытию выставки. В суд обратились с иском о компенсации за нарушение исключительных прав и взыскании компенсации морального вреда. Суд удовлетворил иск частично, отказав в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, так как не увидел нарушений личных неимущественных прав художника.
Случаи нарушения прав автора при воспроизведении и распространении произведения нередки. Например,выпускается большой настенный календарь с работами художника, а через год это же издательство, но не спрашивая разрешения у автора, выпускает маленькие
календари с этими же работами. При этом имя автора могут указать, а могут и не указать.Способом использования произведений является их публичный показ.


Публичный показ.
  • под публичным показом произведения понимается любая демонстрация оригинала
или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения. Причем к обычному кругу семьи могут относиться как близкие, так и дальние родственники. В этот круг могут входить друзья. Важны не только родственные отношения между людьми и характер их взаимоотношений, а и частота и продолжительность общения. Основным понятием в этом определении является «публичность».
Например, публичным показом произведений является выставка картин художника в помещении, открытом для свободного посещения (галерея, выставочный зал и т.п.). Однако если художник демонстрирует новую работу друзьям в своей мастерской, то это не является публичным показом произведения.



Публичное исполнение произведения.
  • то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) осуществляется в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.



Перевод или другая переработка произведения.
под переработкой произведения понимается создание производных произведений: перевод, обработка, переработка, аранжировка, экранизация и т.п. При переработке исходное или оригинальное произведение остается неизменным и сохраняет свою оригинальность. «В результате переработки к нему добавляется новое произведение: производное произведение — или последующее, или из вторых рук — и это его новое качество должно быть четко указано, чтобы не смешивать новое произведение с первоначальным произведением» ( Липцик Д. Авторское право и смежные права/ Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. – М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. стр 184). Таким образом, любая переработка произведения искусства возможна только с разрешения автора.
Дизайнеры иногда жалуются, что на том или ином сайте в сети «Интернет» появился разработанный ими дизайн, но уже в переработанном виде, а за основу на 70-80% взят их оригинал. При этом разрешения у авторов никто не спрашивает.Художники тоже сталкиваются с тем, что их работы перерабатывают и выдают за свои. Не миновала сия участь и фотографов.
В качестве иллюстрации интересен следующий пример.
Новосибирский художник Б.В.Касьянов является автором произведения живописи «Семья». Художественное произведение «Семья» представляет собой картину размером 38 х 26 см, выполненную масляными красками. На картине изображено 4 (четыре) разноцветных кота, имеющих чуть мультипликационный вид, улыбающихся, с большими выразительными глазами и длинными усами, с пушистой шерстью, которая местами четко прочерчена изогнутыми линиями. Коты сидят рядом друг с другом, на заднем плане – голубой фон с желтыми, синими и зелеными вкраплениями. Спустя некоторое время картина «Семья» была продана в частную коллекцию, однако Б.В.Касьянов сделал электронную копию данной картины и разместил ее на своем сайте в сети «Интернет», сопроводив информацией о том, что любой желающий может заказать себе картину, выполненную художником.
Через некоторое время Б.В.Касьянову от знакомых стало известно о том, что в ассортименте новосибирского магазина «Гномик” появилось изображение его картины «Семья». В этот же день художник посетил вышеуказанный магазин и приобрел цветную копию арт-объекта «Art Стекло «Коты» с изображением картины «Семья». Арт-объект был выполнен в виде фотопечати, на металлической основе под стеклом, размером
48 х 48 см, и представлял собой изображение четырех разноцветных котов, сидящих рядом друг с другом, имеющих чуть мультипликационный вид, улыбающихся, с большими выразительными глазами и длинными усами, с пушистой шерстью, на заднем плане – голубой фон с желтыми, синими и зелеными вкраплениями. При покупке «Котов» художник оформил товарный чек, в котором были указаны название магазина, название товара, стоимость и дата его приобретения.
Новосибирским региональным отделением ВОО «Союз художников России» было проведено экспертное исследование изображений картины «Семья» и Арт-объекта «Коты» на предмет их возможной идентичности. Согласно выводам экспертного исследования, картина «Семья» и Арт-объект «Коты» являются одним и тем же изображением с некоторыми изменениями, а именно Арт-объект представляет из себя зеркальное отображение картины «Семья» с отсечением части изображения вверху и внизу по вертикальной стороне. Таким образом, Арт-объект «Коты» является пере-работанным изображением картины «Семья». Б.В.Касьянов, как автор картины «Семья», исключительные права на картину никому не передавал, лицензионные и иные соглашения о предоставлении прав на распространение, воспроизведение, публичный показ, переработку или доведение до всеобщего сведения с ним не заключали. Художник обратился в суд с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав, и суд этот иск удовлетворил (Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 25 января 2016 г. Дело No 2-65/16).



Сообщение в эфир.
  • то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.
В отношении произведений изобразительного искусства особое внимание следует уделить трансляции их изображения по каналам телевидения. Такая трансляция должна осуществляться с согласия автора или иного правообладателя. Известные в свое время цирковые плакаты заслуженного художника России Николая Ларского без разрешения автора использовались в телесериале «Назарова» в качестве оформления интерьера комнат циркового артиста. Создателям фильма пришлось признать свою ошибку и добровольно компенсировать художнику нарушение его исключительных прав.
В отношении произведений изобразительного искусства особое внимание следует уделить трансляции их изображения по каналам телевидения. Такая трансляция должна осуществляться с согласия автора или иного правообладателя. Известные в свое время цирковые плакаты заслуженного художника России Николая Ларского без разрешения автора использовались в телесериале «Назарова» в качестве оформления интерьера комнаты циркового артиста. Создателям фильма пришлось признать свою ошибку и добровольно компенсировать художнику нарушение его исключительных прав.
Или другой пример. В телевизионном сериале «Солдаты. Снова в строю» (17 сезон, 18 серия) было использовано произведение дизайна – обложка подарочного издания книги Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (ISBN5-9680-0021-X), исключительные права на которое принадлежат ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПАН ПРЕСС». Правообладатель не заключал с создателями фильма ООО
«АКЦЕПТ» (ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ РЕН-ТВ) и ООО «ПРОДЮСЕРСКИЙ ЦЕНТР «АН-ФИЛЬМ» – никаких договоров на предоставление права использования произ-
ведения дизайна.
В фильме есть сцена, в которой в течение двух минут происходит диалог между актерами следующего содержания:
– «Это Вам «Анна Каренина!» (Вручает книгу, передавая ее обложкой к камере.)
– Это о том, где замужняя женщина под поезд сиганула? (Сослуживица отказывается брать книгу, пытается вернуть ее обложкой к камере.)
– Коллекционное издание, дорогой подарок! (Убеждает взять книгу, держа в руках книгу обложкой к камере.)
– Не могу принять: вы, мужчины, так думаете, если подарок приняли, то можно стирать, убирать, готовить...».
Вся сцена построена на использовании произведения дизайна – обложки книги Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
(ISBN 5-9680-0021-X): по сюжету книга используется в качестве подарка, при этом, согласно сценарию фильма, оба участвующих в сцене героя обращают внимание на внешние характеристики книги: «коллекционное издание», «очень дорогая книга», «дорогой подарок».
Таким образом, произведение, исключительное право на которое принадлежит ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПАН ПРЕСС», использовалось в фильме не в виде реквизита (любой вещи, используемой безотлагательно к содержанию сцены), а намеренно, в качестве сюжетообразующего объекта. То есть, для создания спорной сцены подходила не любая книга в качестве сопутствующей сцене вещи, а дизайнерское решение, заключенное в оформлении книги. Соответственно ООО «Продюсерский центр «AH-Фильм» при создании фильма действительно незаконно использовался результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, а ООО «АК-ЦЕПТ» (телевизионный канал РЕН-ТВ) нарушил исключительное право ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПАН ПРЕСС» путем публичного показа произведения дизайна.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПАН ПРЕСС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к создателям фильма «Солдаты. Снова в строю» о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведение дизайна – обложку подарочного издания книги Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Оправдываясь в суде, создатели фильма заявили, что в фильме имела место только съемка книги, а признание судом съемки книги нарушением исключительных прав на дизайн означает, по сути, запрет на демонстрации книг в книжных магазинах, автомобилей на стоянках и
дорогах без выплаты отчислений правообладателям.
Суд отклонил данное утверждение и вынес решение о взыскании с создателей фильма «Солдаты. Снова в строю» (17 сезон, 18 серия) в пользу ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПАН ПРЕСС» компенсации за нарушение исключительного права на произведение дизайна – обложку подарочного издания книги Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Однако не всякая трансляция произведений изобразительного искусства по теле-каналам требует получения разрешения автора или иного правообладателя.
Это, в первую очередь, относится к обзору текущих событий, в ходе которого может быть показано произведение художника, например, в репортаже об открытии выставки. Но при этом такой показ должен быть в объеме, оправданном информационной целью, а не превращаться в рассказ о творчестве художника.




Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурным про-
ектом понимается архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект.
Только с согласия автора проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть: Решение Арбитражного суда г. Москвы, Дело N А40-233779/15. использованы повторно, если договором с заказчиком не предусмотрено иное.
Гражданский кодекс РФ (ст. 1294) предоставляет автору произведения архитектурного, градостроительного или садово-паркового искусства достаточно широкие
права.
Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать свое произведение, в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Кроме того, автору предоставлено право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Он вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта.
Все перечисленные положения относительно прав автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства не носят императивный характер и могут быть согласованы с заказчиком соответствующего проекта при заключении договора.






Доведение произведения до всеобщего сведения.
таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). Это способ использования произведения связан с активным проникновением сети «Интернет» в различные сферы жизнедеятельности человека. Достаточно разместить изображение произведения искусства или само произведение, выполненное цифровым способом, на любом, пусть даже самом малоизвестном сайте, как оно становится потенциально доступно всем пользователям сети Internet в мире.

Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В основном это связано с импортом произведений (книги и аудиовизуальные произведения) из стран, где лучше копировальная техника или полиграфическое оборудование.

Прокат оригинала или экземпляра произведения.
Прежде всего этот способ использования произведения касается записей фильмов и музыкальных произведений на магнитных и электронных носителях.







Made on
Tilda