Договоры в авторском праве. Часть 3.




Создание произведений искусства
по трудовому договору
Значительная часть объектов авторских прав создается в рамках трудовых отношений. Произведения науки, литературы или искусства, созданные в процессе трудовых отношений, являются служебными произведениями. Обязательным условием возник-новения служебного произведения является наличие трудового договора между работ-ником и работодателем. Понятие трудового договора дано в статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации.

В трудовом договоре должна быть определена трудовая функция, при выполнении которой художник или иной творческий работник создает произведения.В трудовой функции определяется конкретный вид поручаемой работы. Необходимо четко опре-делять границы своих трудовых обязанностей.

Если эти границы не определены, то, например, художника в издательстве могут начать привлекать к любой оформительской работе, даже не свойственной профилю его деятельности.

Как правило, исключительное право на служебное произведение принадлежит работо-дателю, если только договором между автором и работодателем не предусмотрено иное. Однако если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произ-ведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

Если же работодатель в указанный трехлетний срок начнет использовать служебное произведение или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.
Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Личные неимущественные права на служебные произведения (право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность произведения и т.п.) всегда принадлежат автору. Вместе с тем работодатель вправе обнародовать произведение и указывать свое имя или наименование при использовании произведения либо требовать такого указания.

Развитие IT-технологий и внедрение в производственную сферу сети «Интернет» позволило работодателям использовать труд отдельных категорий работников удаленно, в том числе находясь дома. Часть творческих работников осуществляют свою трудовую
функцию дистанционно. При этом они заключают трудовой договор и подчиняются правилам трудового распорядка, установленным работодателем. За нарушение этих правил их могут уволить по тем же основаниям, как и обычного работника, осущест-вляющего свою деятельность в офисе работодателя.
Особенности организации творческой деятельности «свободных художников» (фрилансеров)
Сегодня представители творческих профессий – художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы – осуществляют свою деятельность, не связывая себя обязательными трудовыми узами и не боясь привлечения к ответственности за «тунеядство». К счастью, эти времена прошли, статью 209 Уголовного кодекса РСФСР отменили еще в 1991 г., и свободного худож-ника уже официально не могут упрекнуть в том, что он нигде не работает.
Открытие границ для поездок, стремительное развитие Интернета расширили возмож-ности людей творческих профессий для общения, показа своих работ, получения зака-зов и интеграции в мировое творческое сообщество.
Отдавая дань моде засорять русский язык иностранными словами, многие предста-вители творческих профессий стали называть себя «фрилансерами», правда, не всегда понимая смысл этого термина.
Появилось целое сообщество людей свободных профессий. Сегодня в России их число приближается к трем миллионам, что составляет 4,2% от работающего населения страны, при этом 35% из них, то есть около 1 миллиона человек – художники, дизайнеры, архитекторы, фотографы в возрасте до 32 лет. В сети «Интернет» сущес-твуют сайты (своего рода биржи фрилансеров), и их популярность постоянно растет.
Часть студентов творческих вузов отправляются в «свободное плавание» сразу после выпуска. Профессионалы нередко переходят в разряд фрилансеров после нескольких лет работы в дизайнерских и архитектурных бюро.

Чем же так привлекает эта форма творческой деятельности? Отсутствие трудовых отно-шений с заказчиком дает художнику определенную свободу в выборе работы, свободу в выборе времени ее выполнения. В этих условиях художник становится хозяином своего
времени:
  • нет необходимости каждый день ездить на работу и тратить на поездки время и деньги, работать можно в удобном для себя режиме;
  • не надо соблюдать дресс-код и другие офисные стандарты, работу можно выполнять в привычных для себя условиях мастерской или дома на удаленном доступе.
  • еще одним существенным плюсом являются заработки. Работа свободного художника приносит в среднем в 1,5-2 раза больше, чем зарплата художника, состоящего в трудовых отношениях с работодателем.
Однако не все так идеально, как кажется на первый взгляд. Далеко не каждый художник имеет мастерскую или место для работы в домашних условиях. Встречаются случаи непонимания со стороны родных, когда художник работает дома, да еще ночью. Доходит до того, что его начинают считать бездельником со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Нередко отношения между заказчиками и фрилансерами носят бездоговорный харак-тер, как говорится, строятся «на доверии” или «на честном слове”. Причин этому много: срочность работы, экономия времени за счет передачи документов и т.п. В этой ситуации фрилансер работает на свой страх и риск. В результате после завершения работы можно не получить от заказчика того, на что рассчитывал, или вообще остаться без денег.Безусловно, не все заказчики нечестные.И все-таки лучше устанавливать с заказчиком договорные отношения в письменной форме, как того требует действующее законодательство.


С фрилансером, как с физическим лицом, заключается гражданско-правовой договор (договор подряда, договор на оказание услуг или договор авторского заказа).

Следует отметить, что договор с дистанционным работником, предусмотренный российским трудовым законодательством, это не договор с фрилансером.
Несмотря на некоторую схожесть, договор о дистанционной работе заключается с работником с учетом всех требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Освобождаясь от пут «трудового контракта», художник-фрилансер фактически лишается социальной поддержки. Заболели – никто не оплатит больничный. Никто не оплатит отпуск. Да и отпуска бывают не регулярно. А налоги и пенсионные отчисления? С ними придется разбираться самому или нанимать специалиста.

На этом следует остановиться подробнее. Позиция налоговых органов в отношении «свободных художников», осуществляющих продажу своих произведений самосто-ятельно, простая: если не адвокат или нотариус, значит, предприниматель без образования юридического лица, должен платить соответствующие налоги и
быть зарегистрированным.
Доходит до смешного, когда у художника спрашивают, почему у него нет кассового аппарата? Были случаи, когда художников пытались привлечь к административной,
а иногда и уголовной ответственности за якобы незаконную предпринимательскую деятельность. Статьей 14.1 (пункт.1) Кодекса об административных правонарушениях РФ за незаконную предпринимательскую деятельность для физических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 2000 руб., а в соответствии с пунктом 1 статьи 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ – от штрафа в размере до 300 000 рублей до ареста на срок до шести месяцев.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, «предпринимательской является самос-тоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя.

Не является предпринимательской деятельность, связанная с осуществлением функций
по трудовому контракту (договору), а также выполнение обязанностей, вытекающих из разовых гражданско-правовых договоров».
К сожалению, российским законодательством не закреплено, что деятельность по реа-лизации творческими деятелями их интеллектуальной собственности, созданной лично или в соавторстве, не является предпринимательской.

По мнению Министерства финансов РФ, необходимость в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица возникает при наличии в действиях гражданина следующих признаков:

- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения при-были от его использования или реализации;
- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
- взаимосвязанность всех совершаемых физическим лицом в определенный период времени сделок;
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами (Письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462).

При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Что же считать достаточными основаниями применительно к художнику?

Если художник эпизодически (несколько раз в год) самостоятельно продает свои работы, то говорить о предпринимательской деятельности здесь не приходится. Но налоги с полученных денежных средств необходимо платить.

Если же самостоятельная продажа художественных произведений носит системати-ческий характер и приносит ощутимый доход, то стоит подумать о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица.
В условиях действующего законодательства это позволит избежать неприятностей с налоговыми и правоохранительными органами и обеспечит нормальное пенсионное и медицинское страхование.

Другое дело, если художник продает свои работы через художественную галерею, салон, магазин или передает их юридическому лицу по гражданско-правовому дого-вору. Здесь он обязан настоять, чтобы все налоги оплачивала организация при выплате ему вознаграждения. Если не получается, то надо быть готовым представить декла-рацию о доходах за прошедший год в налоговую инспекцию по месту жительства.
Однако у свободного художника остается проблема с Пенсионным фондом России. Вот здесь необходимо зарегистрироваться и производить взносы самостоятельно. При выходе на пенсию свободный художник сталкивается с проблемой доказывания продол-жительности своего трудового стажа и размера сумм пенсионных отчислений.
Made on
Tilda