Защита авторских прав. Часть 3.




Можно ли объединить в одном иске требования о нарушении имущественных и
личных неимущественных прав авторов произведений ?
Часто требования о нарушении имущественных и личных неимущественных прав авто-ров произведений объединяют. Например, в случае плагиата, автор может потребовать как восстановления своего авторства (имени), так и взыскания убытков за незаконное использование произведения.

Пример: В 2008 г. социально-экономическое партнерство «Объединение работодателей г. Ельца» решило издать книгу «Елец промышленный. Страницы истории Елецких предприятий», для чего был заключен договор с О.В.Тулиновой, которая взяла на себя обязанности по подготовке материалов и выпуску книги.
В качестве иллюстраций к книге О.В.Тулинова использовала фотографии многих авто-ров, сделанных ими в разные годы, в том числе современного елецкого фотографа В.Г.Дурнева. При этом О.В.Тулинова взяла фотографии у В.Г.Дурнева в электронном виде, не согласовав с ним вопрос дальнейшего их использования, и никакого договора с фотографом не заключила. Увидев изданную книгу, В.Г.Дурнев был возмущен тем обсто-ятельством, что фотографии, автором которых он является, напечатаны в книге без его разрешения. Кроме того, ни под одной из фотографий не было указано, что он является их автором, и только в общем списке авторов на титульном листе книги значилось его имя.
В.Г Дурнев обратился в суд с иском к О.В.Тулиновой и социально - экономическому не-коммерческому партнерству «Объединение работодателей г. Ельца» о защите автор-ских прав, мотивируя заявленные требования тем, что в книге «Елец промышленный. Страницы истории Елецких предприятий / научно-краеведческое издание», изданной в 2008 г., в качестве иллюстраций использованы фотографии, автором которых он явля-ется. Он, как автор фотографий, разрешения на их публикацию не давал. Авторское вознаграждение за использование фотографий ему не выплачивалось, договор с ним не заключался. Кроме того, ни под одной из фотографий не указано, что он является их автором.
Фотограф просил суд признать за ним авторство на фотографии в указанной книге, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда за нарушение его личных неи-мущественных прав, компенсацию за нарушение исключительного права на произве-дения по 50000 руб. с каждого из ответчиков, возложить на О.В.Тулинову обязанность по опубликованию резолютивной части решения суда в Елецкой газете «Красное знамя».
Исследовав в судебном заседании фотографии, суд пришел к правильному выводу о том, что фотографии, выполненные В.Г.Дурневым и представленные для подготовки к изданию книги, являются объектом авторского права, а следовательно, в силу ст. 1255 ГК РФ, В.Г.Дурневу принадлежит как право на имя, так и исключительное право на использова-ние данного произведения.
Суд, признавая нарушенным личное неимущественное право В.Г.Дурнева, а именно, право автора на имя, исходил из того, что указание имени автора фотоснимков в общем списке, опубликованном на титульном листе книги, не позволяет определить, кто явля-ется автором конкретного фотоснимка как объекта авторского права. Поскольку в книге опубликованы фотоснимки и других авторов, то, без указания авторства конкретного снимка, авторство на произведение может быть ошибочно приписано совершенно другому лицу. Так как О.В.Тулинова не доказала, что имелось согласие В.Г Дурнева на публикацию принадлежащих ему фотоснимков с указанием его авторства только на титульном листе книги, суд правомерно взыскал с О.В.Тулиновой, являющейся автором указанной книги, компенсацию морального вреда за нарушение личных неимуществен-ных прав В.Г.Дурнева.
Суд обоснованно взыскал с О.В. Тулиновой в пользу истца и денежную компенсацию за нарушение исключительного права В.Г. Дурнева на использование своих произведений.
Кроме того, суд обязал редакцию Елецкой городской общественно-политической газеты «Красное знамя» после вступления решения в законную силу опубликовать в указанном средстве массовой информации об установленном данным решением нарушении Тулиновой Ольгой Вадимовной при издании книги «Елец промышленный. Страницы исто-рии Елецких предприятий» авторских прав Дурнева Владимира Герасимовича в части неуказания Дурнева Владимира Герасимовича автором фотографий, содержа-щихся в данной книге, с указанием страниц, где они напечатаны (Определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 27 декабря 2010 года по делу N 33-3136/2010.).

Какой же алгоритм действий можно предложить автору или иному правообладателю для защиты своих прав?

Обнаружив в продаже (в торговой точке или на сайте в сети «Интернет») изделия с изображением своего произведения искусства, разрешение на изготовление которого он не давал, автор, как правило, испытывает желание разобра-ться с этой ситуацией и призвать нарушителя к ответственности. Но как это сделать правильно? Прежде всего успокоиться и раньше, чем обратиться к нарушителю автор-ских прав с какими-либо требованиями, проверить наличие доказательств своего ав-торства или правооб-ладания произведением, а также доказательства нарушения авторских прав лицом, которое их нарушило. Это требования законодательства.

Хотя для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регис-трации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей, в жизни имеют место ситуации, когда автору произведения приходится доказывать свое авторство. В частности, такие доказательства требуются в суде при рассмотрении дел о защите авторских прав.

Как уже указывалось, автор не может принести справку, где будет написано, что именно он является автором конкретного произведения. Впрочем, суды такого документа и не требуют. Определение авторства основано на установлении факта создания произве-дения конкретным лицом. Подтверждением факта создания произведения конкретным автором могут служить каталоги выставок, книги, журналы, художественные альбомы с
работами автора, свидетельства о депонировании произведения (до его обнародова-ния), договоры купли-продажи и т.п. Пригодятся эскизы, наброски к вашим работам, а для фоторабот – негативы и файлы в формате RAW.
Итак, если Вы уверены, что у Вас есть доказательства авторства произведения, в отно-шении которого Ваши права нарушены, необходимо заниматься подготовкой доказа-тельств нарушения авторских прав ответчиком.
Если выявленные нарушения выражаются в том, что Ваши произведения используются без разрешения, в частности, их без Вашего ведома воспроизвели на любом носителе, в том числе в переработанном виде, и распространяют, то необходимо приобрести этот товар, получить кассовый и товарный чеки, где будет написано, что Вы конкретно купили, и желательно все это отснять на видео. Если нарушение ваших прав произошло в торго-вой сети, то следует вспомнить про Интернет, т.к. сегодня даже мелкие торговцы имеют свой сайт, где рекламируют продаваемый товар. Можно ожидать, что нарушитель удалит спорный объект с сайта так же быстро, как он и появился. Поэтому до подачи иска в суд
или до начала проведения переговоров с нарушителем необходимо принять предвари-тельные обеспечительные меры по сохранению информации, которая в любой момент может быть удалена.
Обеспечение доказательств осуществляется нотариусом в соответствии со статьями «Основ законодательства о нотариате» по заявлению обратившегося лица. Лицо, пода-ющее заявление, должно указать, что в суде иска к нарушителю нет. При производстве осмотра сайта, где зафиксировано нарушение интеллектуальных прав, составляется протокол осмотра доказательств. При этом обстоятельства, подтвержденные нотари-усом, не требуют доказывания, если подлинность нотариального оформления не опровергнута в установленном порядке.
Таким образом, получив кассовый чек, товарный чек, протокол осмотра доказательств на сайте нарушителя в сети «Интернет», если он есть, да еще имея видеосъемку про-цесса покупки, вы будете обеспечены надежными доказательствами и можете обраща-ться в суд или решать вопрос досудебно. В любом случае «козыри у вас на руках». При сборе доказательств надо быть предельно внимательным. Второго шанса получить требуемые документы может и не быть.

Пример: Многим известен мультипликационный фильм «Маша и Медведь». Исключи-тельное право на указанных персонажей принадлежит Обществу с ограниченной от-
ветственностью «Маша и Медведь», которое передало исключительные права на дан-ных персонажей в доверительное управление Некоммерческому партнерству по содей-ствию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс».
В одном из торговых центров Москвы было обнаружено, что ИП Летохин С.А. продает наклейки с изображением персонажей мультфильма, при этом никаких договоров ни
с ООО «Маша и Медведь», ни с НП «Эдельвейс» не заключив.
НП «Эдельвейс» начал подготовку к обращению в суд. В качестве доказательств использования С.А.Летохиным исключительных прав на персонажи мультипликационного сериала истец представил товарный чек от 16.08.2012, фотоматериалы контрафактного товара и видеозапись ее приобретения.
Однако, оценив указанные доказательства, суд пришел к выводу о том, что они не могут свидетельствовать о факте реализации в торговой точке предпринимателя товара (наклеек) с изображением персонажей аудиовизуального произведения – мультипли-кационного сериала «Маша и Медведь», исключительные права на которое принад-лежат истцу. В частности, представленный истцом кассовый чек от 16.08.2012 на сумму 120 рублей не содержал сведений о проданном товаре. Товарного чека, свидетельс-твующего, что ответчиком были реализованы именно наклейки с изображением персо-нажей аудиовизуального произведения – мультипликационного сериала «Маша и Медведь» с указанием расшифровки подписи продавца, выдавшего данный диск, в материалы дела истцом не было представлено.
Что касается видеозаписи, содержащейся на представленном истцом CD-R-диске, то она также не подтверждала факт реализации предпринимателем товара с изобра-жением персонажей аудиовизуального произведения, поскольку при просмотре видеосъемки было установлено, что кассовый чек на 120 рублей от 16.08.2012 напе-чатан на контрольно-кассовой машине, находящейся в отделе нижнего белья и носков. При таких доказательствах суд сделал вывод о недоказанности факта продажи С.А.Летохиным товара с изображением персонажей аудиовизуального произведения, исключительные права на которое принадлежат истцу, и в иске отказал(Постановление Девятого Апелляционного Арбитражного суда от 19 июня 2013 г. N 09АП-11497/2013-ГК. Дело N А40-131913/2012.). По аналогичным основаниям НП «Эдельвейс» отказы-вали в иске неоднократно.

Таким образом, надо иметь в виду, что если на кассовом чеке название товара не указано, необходимо иметь товарный чек. На видеозаписи должны четко просматриваться время и дата видеосьемки, а картинка должна быть четкой.

А вот другой пример, когда сбор доказательств был проведен правильно.

Пример: В 1998 г. художницей А.М.Беловой создано произведение живописи – картина, которая получила название «Лунная соната». В 1999 г. картина была продана, а фотография картины размещена в сети «Интернет» среди прочих произведений автора на нескольких сайтах. Как стало известно художнице, изображение ее картины появилось на обложке для паспорта и зажиме для денег, которые продавалась в Моск-ве, в торговом центре «Охотный ряд».
В апреле 2011 г. в торговом пункте, принадлежащем ИП Балагура А.А., по адресу: Москва, торговый центр «Охотный ряд», представителями А.М.Беловой был приобретен зажим для денег, на котором было использовано изображение картины «Лунная сона-та». Факт приобретения зажима для денег подтверждался его кассовым и товарным чеками с реквизитами ИП Балагура А.А., а также видеосъемкой закупки.
Художница обратилась в суд с иском о защите авторских прав и взыскании компенсации за незаконное использование произведения живописи. В суде Балагура утверждала, что она не являлась изготовителем зажима для денег. Однако, как следует из протокола осмотра веб-сайта в сети «Интернет», удостоверенного нотариусом Н.Н. Миллером, на сайте www.balagura.ru размещена реклама изделий, являющихся ручной работой Балагура А.А., среди которых к свободной продаже предлагаются зажимы для денег и обложки для паспорта с изображением картины «Лунная соната». Также на вышеуказанном сайте размещен адрес магазина, в котором данные изделия можно приобрести: Москва, ТЦ «Охотный ряд», верхний уровень в центре зала, напротив бутика dim.
Данный адрес совпадает с местом приобретения зажима для денег, на котором также используется изображение картины «Лунная соната». Кроме того, непосредственно на самом зажиме для денег, в правом нижнем углу, нанесен принт «balaguraexclusive», что совпадает с логотипом, размещенным на сайте www.balagura.ru. Суд счел обоснован-ными представленные доказательства нарушения авторских прав художницы Беловой и удовлетворил иск (Решение Истринского городского суда Московской области по
делу №2-3074/11.).

Когда собраны все необходимые доказательства, необходимо принять решение – идти в суд или решать дело миром. Еще Цицерон сказал: «Худой мир лучше доброй войны». Большой процент споров, связанных с нарушением авторских прав, решаются миром, без судебных процедур. Вступать в переговоры и направлять претензии нарушителю можно только тогда, когда все доказательства нарушения прав автора собраны.
Направление претензии не является обязательным в случае если требование предъяв-ляется физическим лицом или к физическому лицу, но с 1 июня 2016 г. обязательно по спорам между юридическими лицами. Тем не менее, направление качественно состав-ленной претензии может помочь разрешить имеющиеся претензии, не доводя дело до суда. Если доказательства обеспечены, то сторона, направляющая претензию, ничем не рискует. Если нарушитель согласился с претензией, можно договориться о приемлемых условиях выхода из создавшейся ситуации. Если он не ответил на претензию или не согласен с ее доводами, можно идти в суд. В любом случае, претензия – это шаг доброй воли на пути мирного разрешения спора.
Претензию можно отправить заказным письмом.
Факт получения такого письма нарушителем авторских прав можно проконтролировать на сайте Почты России.
Если Вам известно местонахождение нарушителя, то можно лично отвезти претензию и получить на втором экземпляре отметку о дате и времени получения, роспись и указа-ние должности лица, получившего претензию. Как показывает опыт, в результате личного обращения, но обязательно с письменной претензией, вопросы зачастую решаются на месте.

Спрашивается, зачем вообще писать претензию, если можно просто так договориться? Да, можно, но наличие письменного обращения, где обосно-ванно изложены факты нарушения Ваших прав и Ваши требования, скорее убедят нарушителя в серьезности Ваших намерений, нежели просто разговоры.

Приведу пример из личной практики. Пригласили меня на свадьбу сына моего друга. Первая часть этого мероприятия должна была проходить в ЗАГСе, размещавшемся в центре Москвы в красивом особняке начала прошлого века. Но, как часто случается, назначили на 14.00, все собрались, а перед нашими брачующимися еще две пары. Чтобы скоротать время, мы с женой и родителями жениха спустились в кафе, располо-женное в подвале особняка. Стены кафе были украшены фотографиями с изображением пейзажей и видами городов. Качество печати этих снимков не поддавалось никакой критике, но пестрые пятна на стенах оживляли интерьер полутемного подвального помещения.
Мы заказали кофе и в ожидании, пока его принесут, стали рассматривать фотографии. Первая реакция была у моей жены. «Слушай, это же твои работы, ты же это снимал в Норвегии. А вон и я стою у дома в Бергене », - удивленно сказала она. Я тоже понял, что это мои работы, но плохого качества. Разбираться я не стал, свадьба все-таки, но поинтересовался о том, чьи эти «прекрасные фотографии». В ответ бармен рассказал, что это их администратор, большой любитель путешествий, украсил зал фотографиями, скорее всего, своими. Я попросил разрешения сфотографировать стены кафе, ежеми-нутно восторгаясь работами. Мне не просто разрешили, а еще и сфотографировали всю нашу компанию, а потом и с нами вместе у фотографий снялись официанты.
Где-то через неделю я снова посетил это кафе, но уже с претензией, с подтверждением моего авторства, в том числе с RAW-файлами на ноутбуке. Так случилось, что в этот день на месте оказался не только администратор – «любитель путешествий», – а еще и владелец этого заведения.
Не буду рассказывать в подробностях о том эффекте, который произвела моя претензия на хозяина кафе, и о тех выражениях, в которых он выяснял у администратора обстоя-тельства появления фотографий на стенах заведения. Оказалось, что администратор кафе решил в оформлении интерьера зала использовать фотографии. Выбор пал на виды Норвегии, где он неоднократно бывал, но почему-то фотографировал там мало, зато в сети «Интернет» обнаружил мой сайт и скачал снимки оттуда, не задумываясь об авторских правах. Так как снимки были низкого разрешения, то и о качестве печати говорить не приходилось.
Владелец кафе оказался очень приятным человеком, принес свои извинения и предло-жил приобрести у меня качественные отпечатки фотографий большого размера. На этом инцидент был исчерпан, а мы с ним до сих пор поддерживаем приятельские отношения.
Если переговоры не увенчались успехом, на претензию нарушитель не реагирует, надо обращаться в суд. Если вы решили обратиться в суд, советую воспользоваться услугами профессионального юриста. Ведь лицо, нарушившее ваши авторские права, может представлять опытный адвокат, с которым будет очень сложно состязаться в судебном процессе. Оплата услуг юриста будет вам хотя бы частично возвращена, правда, при решении суда в вашу пользу.


Made on
Tilda